Сотрудники компании

Сафронова Ольга Александровна
Сафронова Ольга Александровна
Заместитель генерального директора

Плетцер Алина  Станиславовна
Плетцер Алина Станиславовна
Генеральный директор


За качество жилья ответят строители

25.03.2013

Недвижимость в интеренте BN.RU

Покупатели жилья нередко сталкиваются со строительным браком. Технологии и материалы совершенствуются, но проблема качества по-прежнему остается актуальной. Генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза» Александр Орт рассказал БН, почему так происходит.

Многие наши читатели жалуются на качество современных домов. Строители же уверяют, что их продукт соответствует всем ГОСТам и СНиПам. Ваша подпись в течение десяти последних лет стояла на разрешениях на ввод в эксплуатацию всех новых домов в Петербурге. Насколько, по-вашему, претензии потребителей обоснованы?
– В последние годы государство поэтапно ослабляет контроль над строительной отраслью. С одной стороны, этот процесс правильный, необходимо упрощать многие процедуры, мешающие строительству, но только в том случае, если это не влияет на качество.

Однако когда шесть лет назад было принято решение отдать контроль над качеством строительных материалов самим производителям, то они в большинстве своем оказались к этому не готовы. Каждый производитель стал создавать систему контроля по своему усмотрению, а это не могло не привести к тому, что на стройки поступал товар, не соответствующий положенным стандартам, хотя по документам все было в порядке. История с гипермаркетом «О’КЕЙ» на Выборгском шоссе, когда рухнула кровля, тому наглядный пример. На одной из металлических ферм был произведен недостаточный провар косынки, хотя завод-производитель предоставил все необходимые сертификаты.
– Не раз слышал упреки в адрес Госстройнадзора, почему, мол, было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, а в доме не работает лифт, с нарушениями выполнена кровля, кривые стены и прочие недоделки. В результате вместо того, чтобы наслаждаться жизнью в новой квартире, жители начинают судиться с застройщиком, пытаясь доказать его вину.

– Тут надо правильно расставить акценты. Раньше Госкомиссия, а сейчас Госстройнадзор дает лишь право на эксплуатацию здания и гарантирует его безопасность и надежность. То есть можно входить в подъезд и не бояться, что конструкция разрушится. Получение разрешения на ввод – это промежуточный этап, после которого можно оформлять право собственности, заключать договоры с эксплуатирующими организациями, производить пуско-наладочные работы, начинать жить в доме.

Кроме того, как правило, основные проблемы возникают из-за скрытых дефектов, которые визуально не определишь (как с крышей в «О’КЕЙ») – они проявляются со временем. Для этого существует гарантийный срок, в пределах которого застройщик должен эти дефекты устранить за свой счет либо за счет того, кто поставил бракованную продукцию. А если речь идет о кривой трубе, то это на совести самих строителей и говорит об их профессионализме и отношении к результатам своего труда. Госстройнадзор такими деталями заниматься не может.
– Получается, что никто не определяет, качественно ли построено жилье? Как же покупателям сделать правильный выбор и не купить «кота в мешке»?

– Качество складывается из целого комплекса взаимодополняющих мероприятий. Мы сейчас в Комитете по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО пытаемся возродить систему, которая предусматривает не только контроль над качеством производства строительных материалов (на входе и выходе), но и обучение персонала, подготовку рабочих мест. Ведь мало сделать качественный строительный материал, необходимо, чтобы им могли воспользоваться руки профессионалов. И если мы будем продолжать привлекать гастарбайтеров, даже если научим их нескольким русским фразам, вряд ли станем строить лучше. Поэтому у нас есть секция, которая занимается подготовкой кадров (ее возглавляет бывший ректор архитектурного университета Панибратов) и возрождением профобразования в строительной отрасли, которого практически не стало. Важно, что сами строители сейчас понимают, что все это необходимо.
– Но это процесс, видимо, длительный, а что посоветуете сегодняшним покупателям?

– Я, прежде всего, советую прийти на строительную площадку и посмотреть, в каком состоянии она находится (бывает так, что и без сапог не пройти, везде грязь, а вокруг – покосившийся забор, облезлые бытовки), есть ли информационный щит с указанием, что получено разрешение на строительство. Культура на стройплощадке может много рассказать не только о застройщике, но и том, как он строит.
– Есть ведь и другая проблема – устаревшие строительные нормы, которые мешают «правильно» строить. Недавно общался с финским строителем. Он говорит: «Не понимаю, по вашим нормам лестничные площадки должны быть постоянно освещены. Я хочу поставить датчики движения и экономить на электроэнергии. Но по российским нормам – нельзя». А ведь про энергоэффективность говорят чуть ли не на каждом шагу.

– Да, действительно в наших нормах написано, что лестничная площадка должна быть освещена. И нет указаний – что на период прохождения человека. Поэтому и читают дословно – всегда освещена. Мы ведь только недавно стали задумываться об экономии, а раньше топили землю, улицу. Изменить подобное отношение к энергоресурсам – процесс небыстрый.

Вообще скажу так: сравнивать нашу страну с Европой не очень корректно. У нас разные задачи. Нам необходимо ликвидировать дефицит жилья, расселить коммуналки, аварийный фонд. В Европе таких задач нет. Вот, к примеру, у нас проекты санации пятиэтажек предполагали надстройку этажей – из одной пятиэтажки на Бабушкина сделали даже семнадцатиэтажный дом, естественно, заменив устаревшие коммуникации. В Германии старые пятиэтажки превратили в таунхаусы, в каждом подъезде – одна квартира, подвалы перестроили в гаражи. Они создают среду обитания. Мы гоним квадратные метры.


← Назад к списку новостей