Негосударственная экспертиза: результат положительный

11 Декабря 2018

На самых первых рубежах контроля качества строительства находится экспертиза. Экспертная организация – это сапер, который обезвреживает все те заложенные в проекте несоответствия, которые могут привести к авариям или другим неприятностям в процессе строительства или при эксплуатации. Ведь исправить эти несоответствия гораздо проще и дешевле в проекте, чем на объекте.

С появлением в 2012 году института негосударственных экспертиз на рынке возникла конкуренция данных услуг, у заказчиков появилась возможность выбора, ушла в прошлое монополия госэкспертиз. Одновременно у некоторых руководителей органов исполнительной власти стали пропадать рычаги влияния на экспертизу. В связи с чем именно чиновники ведут политику дискедитирования результатов деятельности негосударственных экспертиз. Да, надо признать, что среди экспертиз, как и среди застройщиков, проектировщиков, изыскателей и СРО, встречаются нерадивые руководители и организации, которые пришли решить сиюминутные проблемы, на задумываясь о последствиях.

Но по отдельным моментам нельзя судить о небольшом, но достаточно важном разделе строительной отрасли - экспертизе, так как общий результат ее деятельности положительный. Ведь за прошедшие шесть лет нет ни одного случая аварий на объектах, прошедших негосударственную экспертизу. И именно благодаря негосударственным экспертизам Санкт-Петербург стабильно вводит более 3 млн. кв.м жилья и более 2,5 млн. кв.м нежилых площадей в год. Только с негосударственными экспертизами строительной отрасли удастся выйти на показатели 120 млн. кв.м в год, обозначенных Президентом РФ.

3 августа 2018 года было принято пять федеральных законов о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ (Федеральные законы №№ 312, 321, 330, 340, 341, 342-ФЗ от 03.08.2018). Наиболее важное для экспертных организаций изменение вносится в ч. 3.4 ст. 49 ГрК. Оно определяет обязательность проведения государственной экспертизы проектов, если проектируемый объект находится в зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). При этом законодательный акт устанавливает большое количество условий, требований и правил, в том числе необходимость внесения ЗОУИТ в кадастр, обязательность проведения оценки влияния объектов на территорию и территории на объект. На текущий момент Земельным кодексом определено 28 таких зон с особыми условиями использования территорий, однако их границы пока не установлены.

С середины сентября 2018 г., в связи с неоднозначностью трактовки и многочисленными вопросами по применению п. 3.4.ст. 49 ГрК РФ, Министерство строительства и ЖКХ направляет ответы на запросы, в которых отмечает, что государственная экспертиза ПД объектов с учетом части 3.4 ст 49 проводится только в случае, если режим ЗОУИТ предусматривает ограничение размещения в отношении такого вида зданий, сооружений и (или) их характеристик. Также Минстрой обращает внимание, что в случае, если документация объекта в ЗОУИТ до вступления в силу 342-ФЗ была направлена на негосударственную экспертизу, и в отношении нее было выдано положительное заключение, проведение в отношении такой ПД государственной экспертизы не требуется.

При подготовке необходимых подзаконных актов Минстрой уточняет, что на какие-то территории распространится полный запрет на ведение каких-либо строительных работ, на какие-то – ограничение по отдельным видам работ, и будут полностью свободные от ограничений территории. В свободных от запретов зонах заказчик сам вправе решать, в какой экспертной компании (государственной или негосударственной) проходить экспертизу. Жесткого разграничения по зонам Минстрой не планирует. Внутри них будет предусмотрено деление на подзоны в зависимости от близости к тому объекту, ради которого эта зона будет создаваться. По экспертизе строительных и реконструируемых объектов, планируемых к реализации в каждой из зон, будет приниматься отдельное Постановление Правительства РФ. До принятия Постановлений Правительства РФ проведение экспертизы Минстрой рекомендует проводить по применявшейся до этого схеме.

Однако органы исполнительной власти и подконтрольные им государственные экспертизы склонны буквально трактовать и исполнять действующее законодательство, без увязки его со смежными изменениями Земельного кодекса и без учета рекомендаций Минстроя. В упомянутом законе очередной раз, вопреки логике и здравому смыслу, заложена возможность возврата к монополии государственной экспертизы путем открытой ликвидации института негосударственной

экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Защита территорий от несанкционированного строительства не имеет ничего общего с желанием чиновников монополизировать процедуру экспертизы с одной только целью – использовать институт экспертизы для усиления административного давления на бизнес с помощью подвластных их интересам органов государственной экспертизы.

Экспертное сообщество Санкт-Петербурга и Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС) предлагает ввести мораторий до 31.12.2020 г. на вступление в силу изменений в п. 3.4 ст.49 Градостроительного кодекса РФ, введенных Федеральным законом 342-ФЗ для подготовки и принятия необходимых подзаконных актов в части приведения в порядок процедур формирования и расформирования зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ), сводный реестр характеристик всех видов ЗОУИТ, указанных в Земельном Кодексе, учет и кадастрирование ЗОУИТ, существующих на 03.08.2018 г.

Мораторий позволит строительной отрасли в целом перестроится под новую процедуру прохождения экспертизы проектной документации объектов, расположенных в ЗОУИТ, предоставит компаниям, оказывающим услуги негосударственной экспертизы, возможность исполнить договоры, заключенные с заказчиками до момента вступления в силу 342-ФЗ, и возможность производить повторную экспертизу для внесения изменений в проекты по объектам, строительство, реконструкция которых планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, по которым договоры на оказания услуг негосударственной экспертизы были заключены до 03.08.2018 г.

Экспертное сообщество СПб настаивает на определении единых принципов применения законодательных актов и правил игры для ведения эффективной и комфортной работы организаций экспертизы и застройщиков.

Вице-президент НОЭКС, президент Группы компаний «ННЭ» Александр Иванович Орт

Вернуться к списку