Должна быть единая независимая экспертиза, и желательно – вневедомственная.

17 Апреля 2014

- Говоря об итогах прошлого года, можно смело утверждать: все. что было намечено, выполнено, и сделано даже больше. Мы принимали активное участие во многих значимых для отрасли мероприятиях, связанных преимущественно с признанием качества той или иной строительной продукции. И работа эта продолжится. поскольку именно такие мероприятия - профессиональные выставки и конкурсы - во многом являются стимулом для качественного развития строительной отрасли. Кроме того, мы интенсивно работаем в области изучения нашумевшей в Санкт- Петербурге -аммиачной- темы. - к сожалению. несмотря на привлечение иностранных специалистов, прошедший год не дал однозначного ответа на этот вопрос. Положительные итоги 2013 года состоят в том. что нам удалось наладить более тесное сотрудничество с европейскими коллегами - финнами и немцами. В частности, была инициирована поездка в Финляндию. которую я бы назвал знаковой. поскольку наши специалисты из Госстройнадзора и крупнейших строительных компаний переняли там бесценный. на мой взгляд, опыт по контролю качества на местах. Многое уже успешно используется на наших строительных площадках, в частности, на объектах компании -YIT-. В 2014 году ждем финских коллег с ответным визитом.

- Вы часто приводите в пример системы контроля и надзора в Германии и Финляндии. Что в них наиболее ценного и в какой степени этот опыт может быть реализован в России?

- Не обязательно зацикливаться на финских или немецких нормах, но в силу того, что наша страна вступила в ВТО. мы просто обязаны изучать общеевропейские нормы и рынки. поэтому наш комитет старается подходить к данному вопросу очень скрупулезно. Следующим шагом будет тесное сотрудничество с Германией. примерно 40% строительных нормативов которой, я считаю, мы уже сегодня могли бы использовать для модернизации российской нормативной базы. Именно поэтому комитет заключил договор о сотрудничестве с немецким Обществом содействия национальному и международному экспертному делу, представительство которого есть, кстати, в Санкт- Петербурге. Сегодня очень многие отечественные компании хотели бы получать международные сертификаты типа ISO-9000 и IS0/IEC17024. которые. безусловно, дают определенные конкурентные преимущества, и взаимодействие с подобными организациями очень полезно. Кстати, если говорить о Германии вообще, то там в каждой земле введены свои знаки качества. чего нам. как мне кажется, не хватает, и наши строители не первый год высказывают пожелания по этому поводу.

- Вы упомянули про ВТО. На ваш взгляд, вступление РФ в эту организацию сегодня больше положительно или отрицательно влияет на отечественный строительный комплекс?

- Сегодня, наверное, пока рано об этом говорить, ведь сделан только первый шаг. Китай, к примеру, за 5 лет перед вступлением в ВТО. направил в страны-резиденты своих специалистов. которые долго и внимательно изучали все нормы и требования, вносили свои коррективы и предложения. К сожалению, мы подошли к этому вопросу в худших традициях нашей ментальности, сначала поспешили вступить во Всемирную торговую организацию. а теперь выяснилось, что абсолютно не готовы к данной системе. Сегодня нет четкого понимания - будем ли мы переходить на еврокоды, насколько адаптирована наша промышленность и строительные компании к переходу на общемировые требования. В результате у нас сейчас не наберется и десятка техрегламентов для работы, а ведь после того, как мы продекларировали процесс перехода на них. прошло уже более пяти лет... Конечно, эта процедура непростая и довольно длительная, и процесс будет идти еще не один год. Однако есть и хорошая сторона: наши компании начали всерьез задумываться о повышении качества и конкурентоспособности своих товаров.

- Какие еще, кроме техрегламентов и еврокодов, существуют механизмы регулирования и контроля качества в строительной отрасли? На каких этапах возможно внесение корректировок, чтобы возведенное здание было построено качественно из соответствующих материалов?

- К сожалению, сегодня создаются все предпосылки для введения в заблуждение потребителей продукции строительного комплекса, нечестной конкуренции, образованию новых финансово-строительных пирамид. Законодатели пока оторваны от жизни и слабо себе представляют, что происходит в муниципальных образованиях РФ. Результатом их действий может стать новая череда обманутых дольщиков. в разы вырастет риск начала строительства в природоохранных зонах. местах захоронения отходов, не предназначенных для этого местах. Уже сегодня районы массовой жилой застройки в Санкт-Петербурге не обеспечены необходимым количеством социально-бытовой инфраструктуры, селитебными территориями, автостоянками. И это притом, что большая часть недостатков выявляется на этапе проведения экспертизы.

- В январе 2014 года на совещании у заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака опять обсуждался вопрос о целесообразности деятельности негосударственной экспертизы.

- Если она будет упразднена - в большинстве случаев ситуация усугубится. Мнение практически 100% представителей сообщества проектировщиков заключается в том. что на данный момент отмена обязательной экспертизы - преждевременный шаг.

- С чем это связано и можете ли вы прокомментировать эту ситуацию?

- К сожалению, по истечении года, за который было сделано немало. вновь назрел этот вопрос. Сегодня. например в Санкт-Петербурге, работа выстроена четко, однако я не исключаю, что кое-где отдельные негативные моменты все-таки существуют. Наверное, здесь можно провести параллели со СРО: вспомните, сколько спекуляций было на эту тему, когда они только начинали формироваться. и какое количество подпольных организаций предлагали услуги типа -оформление допуска к работам за 1 день, недорого-. Тогда те СРО. которые пришли на рынок всерьез и надолго, стали сами бороться с мошенниками. и результаты мы видим сегодня. В нашей сфере происходит то же самое: уже сложился определенный кластер серьезных организаций. которые вполне способны объединить усилия в борьбе за общий качественный рынок экспертизы.

- Каким образом?

- За основу анализа деятельности той или иной организации берется количество отказов в получении разрешения (в результате некачественного заключения экспертизы), выданных Госстройнадзором. В прошлом году на одном из заседаний комитета была представлена определенная статистика, и были озвучены компании количество отказов у которых превышает 70%. Таким образом, выявляя непрофессионализм и недобросовестность отдельных представителей рынка, сегодня мы вполне можем качественно влиять на ситуацию. Возможно, и об этом говорится даже на федеральном уровне, организациям экспертизы пора объединяться в СРО и учиться решать подобные вопросы, что называется, изнутри.

- Но если я правильно понял, все может быть и по-другому, если будет принято решение о том, что должна остаться только государственная экспертиза?

- На сегодняшний день в проекте предложений для включения в проект закона предлагается оставить одну государственную экспертизу. с чем я лично не согласен. - в любом случае должна быть единая независимая экспертиза, и желательно - вневедомственная, как было раньше. Согласно проекту закона застройщику будет предоставлено право выбора - либо идти в экспертизу за заключением, после чего получать разрешение, либо обратиться в страховую компанию. Однако, на мой взгляд, нынешнее страховое сообщество не готово страховать риски без проверок, документального подтверждения и предварительной оценки. Еще год назад, когда начались разговоры об отмене экспертизы в целом, страховщики однозначно дали понять, что в этом случае они вынуждены будут создавать собственные экспертизы, которые точно так же будет давать оценку проектным решениям. Так что это. как говорится. -палка о двух концах.

- Вернемся к деятельности комитета. Насколько плотно вы работаете с другими областями Северо-Запада?

- В 2014 году мы намерены более активно работать с другими городами СЗФО. поскольку необходимость у них в этом есть. В прошлом году, например, к нам обратились из Мурманска, где на сегодняшний день работают государственная и 1 негосударственная экспертизы. Они попросили нас дать оценку проекту детского сада, который хотели построить в городе. В результате нашего взаимодействия удалось избежать возведения некачественного строения. Сейчас обсуждается возможность открытия филиалов комитета в различных городах региона.

Евгений Бжезинский, Строительство и проектирование

Вернуться к списку