Возвращение к планомерной работе | nnexp.ru

24 Июля 2019

24.07.2019 Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территорий. В указанном законопроекте предусмотрено очень важное для заказчиков/застройщиков и экспертных организаций изменение редакции части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В новой редакции исключены положения, связанные с обязательностью проведения государственной экспертизы проектной документации объектов, планируемых к размещению в зонах с особыми условиями использования территорий, и дан исчерпывающий перечень объектов, проектная документация на строительство (реконструкцию) которых подлежит исключительно государственной экспертизе. Это объекты на территории двух и более субъектов РФ, посольства и консульства, в исключительной экономической зоне и во внутренних морских водах, объекты обороны и безопасности, федеральные дороги, объекты культурного наследия федерального значения, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты и т. д. Туда же входят объекты, возводимые в рамках госзаказа или в особо охраняемых природных территориях, объекты размещения и обезвреживания отходов, объекты культурного наследия регионального и местного значения (если затрагиваются их конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности). Такой исчерпывающий перечень позволит избежать двоякой трактовки законодательства.

Таким образом, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий будет проводиться в соответствии с положениями части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Для заказчиков/застройщиков отменяется обязательность прохождения исключительно государственной экспертизы в случае, если объект расположен в ЗОУИТ, им снова предоставляется право выбора экспертной организации (государственной или негосударственной) из числа аккредитованных Росаккредитацией.

Принятием данного законопроекта возобновляются здоровые экономические взаимоотношения в области экспертизы, делается стратегический выбор в пользу развития и совершенствования института негосударственной экспертизы.

Большую работу по отстаиванию интересов экспертных организаций и заказчиков в органах законодательной власти провело Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве (НОЭКС). Именно НОЭКС сумело донести до всех уровней государственных и общественных структур обязательность сохранения и развития института негосударственной экспертизы, необходимость внесения для этого соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ.

Но на сегодня этот только аванс для негосударственной экспертизы. Нужно сделать соответствующие выводы из ситуации, которая сложилась для института негосударственной экспертизы начиная с августа 2018 года. Нужно навести порядок в экспертном сообществе, в котором не должно быть места недобросовестным организациям, своими действиями дискредитирующим институт негосударственной экспертизы. Для этого необходимо, прежде всего, консолидировать экспертное сообщество, выработать совместно четкие и жесткие правила контроля над работой организаций негосударственной экспертизы, ввести саморегулирование в негос. экспертизе.

Практика показала, что именно негосударственная экспертиза создает наиболее благоприятный инвестиционный климат для бизнеса, в связи с чем из года в год росло число обращений в организации негосударственной экспертизы за получением экспертного заключения.

Вернуться к списку