Сотрудники компании

Спиров Денис Игоревич
Спиров Денис Игоревич
Руководитель юридического отдела

Гаспарова Елена Васильевна
Гаспарова Елена Васильевна
Руководитель отдела приема, координации и выдачи заключений


Пресса о нас

05.04.2013

Журнал «Саморегулирование & Бизнес»

Эту проблему (и не только) в беседе с обозревателем журнала «Саморегулирование и Бизнес» затрагивает Александр Орт, председатель Комитета по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО.

—Как сейчас обстоит дело с качеством строительства в Петербурге?
—Сегодня на федеральном уровне (на уровне НОСТРОя) осознана необходимость создать единую базу данных по строительным материалам и оценке их качества. «Пилотной» территорией для этого взят Северо-Западный регион. Комитет по качеству и безопасности, который я возглавляю, включил в программу своей работы на 2013 год (начало этому было положено в 2012 году) создание такой электронной базы. Будет создан реестр производителей по всему СЗФО и сделана оценка качества выпускаемых ими материалов.
Опираясь на поддержку Предста¬вительства Президента в СЗФО, наш Комитет имеет возможность оперативного общения с регионами. Мы проводили уже несколько видеоконференций в Полпредстве. Для начала общались с региональными надзорными органами, которые осуществляют надзор на строительных площадках. Ведь информация об изъянах в качестве материалов вообще строительстве аккумулируется, в первую очередь, именно там, в надзорных органах. Если вскрываются какие-то проблемы, тогда надо более детально выяснять причины, разбираться с производителем.
—Есть ли СРО, которые активно помогают вам в работе? Или наоборот?
—Диалог со СРО ведется, и даже активный, но, к сожалению, хорошего контакта и деловых отношений в области надзора за качеством строительства пока не получается. Это я говорю по опыту работы и в прежней должности, и в новой (в 2004–2011?гг. А.?И.?Орт возглавлял Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга).
Возможно, причина в том, что сегодня еще нет окончательной законодательной базы внутри самих СРО, т.?е. они еще сами не определились с границами своей ответственности. Для того чтобы начала нормально работать любая организация, у нее должны быть внутренние распорядительные документы, а их пока нет. Есть первые попытки НОСТРОя выпустить какое-то подобие таких распорядительных документов, которые бы касались деятельности СРО в целом, либо по направлениям, но они далеки от того, что должно быть.
На мой взгляд, должно быть четкое взаимодействие пока еще государственных надзорных органов и контрольных органов самих СРО. А СРО сегодня от этого дистанцируются и говорят, что они не должны бороться за качество, а должны контролировать другое — безопасность. Я считаю этот подход ошибочным. Государство оставило за собой вопросы безопасности, а все остальное, в том числе и качество, должно контролироваться на уровне мастера, прораба, начальника участка — т.?е. на уровне члена СРО. А это значит, что там должны быть четко прописаны правила об ответственности, о порядке проведения всех контрольных мероприятий. Чего, к сожалению, до сих пор нет.
Я понимаю, что первые два или полтора года в СРО выстраивались какие-то структуры, разграничивались полномочия, привлекались члены… Но это завершилось, будем считать, в конце 2011 года. А в 2012-м уже должны были выстроиться все их внутренние правила, регламенты работы.
—В 2012 году НОСТРОЙ начал разрабатывать единые стандарты качества, но сами СРО их воспринимают далеко не всегда. Что будет дальше?
—Много свободы — это всегда чревато. Многие СРО посчитали, что они уже структурно сформировались, что они самостоятельны и независимы, и поэтому могут все решать сами. Но вспомним времена, когда были Главки и Тресты, когда была четко выстроена вся вертикаль взаимодействия. Тогда любые нововведения сверху за 2 дня доходили до мастера участка. Вот и СРО должна быть координатором работ всех своих подразделений и членов, как Главки и Тресты. А НОСТРОЙ — это уже «министерство». Я понимаю, что это условное сравнение, но, по сути, связь именно такая. А утверждения некоторых СРО о том, что они абсолютно самостоятельны и никто им не указ — это не совсем правильное понимание.
Да, сегодня дана полная свобода, у нас сегодня даже нормативные документы, в основном, добровольного применения. Но при этом не должны нарушаться положения о безопасности и те нормы, которые являются обязательными. Ведомственные нормы — пожарные, экологические и прочие — пока никто не отменял. Просто раньше они были сведены в какие-то ГОСТы, СНиПы и т.?д. Руководствовались ГОСТами и СНиПами, а сегодня есть нормативы в области безопасности. Если СНиПы можно не применять, то выполнять требования нормативов в области безопасности обязаны все.
И все расчеты по применению материалов остались — сопромат никто не отменял! Просто в СНиПах были таблицы, что упрощало ситуацию, а теперь проектировщику нужно начинать «от Архимеда»…
—НОСТРОЙ весь 2012 год пытался актуализировать СНиПы, но СРО эти усилия нередко игнорировали.
—Наверное, это игнорирование отчасти и правильно. Потому что старые СНиПы распространялись на всю территорию СССР. Правы те СРО, которые сопротивляются наработкам НОСТРОЯ, противоречащим местным условиям. Пусть одинаковыми для всех будут какие-то типовые проекты. Но понятно, что, например, нормы по теплосбережению или теплозащите на севере и на юге должны быть разными. А у нас везде трубы, везде батареи… В этом СРО как раз могут не соглашаться. На местах могут вноситься какие-то корректировки. Отчасти по этой причине наш Комитет пока сосредоточился на Северо-Западе — здесь климатические условия для всех примерно одинаковые.
Для того чтобы СРО приняли предлагаемые СНиПы, требуется время. Это первые шаги. И я рад тому, что НОСТРОЙ начинает что-то разрабатывать. Ведь за предыдущие 5 лет не вышло ни одного технического регламента. СРО на местах могут с чем-то не соглашаться, но все равно — в споре рождается истина.
—А что послужило непосредственной причиной создания Комитета по качеству и безопасности при Представительстве Президента в СЗФО?
—Полпредство активно включилось в работу после того, как в ряде регионов СЗФО возникла проблема с аммиаком. Это не единственная причина, но это дало толчок. Нужно было создать орган, который мог бы координировать работу производителей СМ, застройщиков и тех, кто занимается подготовкой кадров. Это полный цикл, от которого на каждом этапе зависит качество строительства.
Государство сегодня не контролирует выпуск строительных материалов. Могу сказать: раньше в службе Госстройнадзора существовали целые отделы по такому надзору. Мы выезжали на предприятия-производители, контролировали наличие лабораторий, организацию контроля качества. Но на каком-то этапе это было расценено как один из барьеров, и государство сняло с себя эту функцию. Отделы по надзору за качеством стройматериалов были ликвидированы. Теперь подразумевается, что контроль должен осуществляться на стройплощадках лицом, осуществляющим строительство. Они должны контролировать соответствие сертификата входящих материалов своему заказу (сорту материала). А затем сертификат прикладывается к исполнительной документации (в такой-то день, в такую-то смену получено такое-то количество такого-то материала с сертификатом номер такой-то). При этом застройщик должен доверяться тем документам, которые ему предъявлены.
А за все остальное несет ответственность производитель, он должен в своей лаборатории проверить соответствие материала требованиям.
—Но ведь производитель работ может сознательно принимать дешевые материалы под видом дорогих.
—Здесь есть ответственность лица, осуществляющего строительство (мастер, прораб). Генподрядчик тоже должен следить за соответствием проектным решениям и требованиям безопасности тех материалов, которые используют его субподрядчики. Так и выстраивается по вертикали схема контроля. Фактически на уровне СРО.
Мы в Комитете заслушивали ряд организаций, чтобы понять, как у них организованы системы контроля качества. Пока это есть не везде.
—Есть интересный пример: строительная компания YIT недавно разработала свои собственные стандарты организации (это даже не стандарты СРО) и потребовала от поставщиков материалов их соблюдения.
—Мы еще до вступления в ВТО понимали, что наши материалы пока неконкурентоспособны по отношению к западным. Было опасение, что импортные смогут полностью вытеснить часть каких-то российских материалов (отдельные виды). Пока так и происходит. А самое обидное, что некачественные материалы могут в странах Таможенного союза перемаркировываться. Скажем, китайские в Казахстане — под продукцию Евросоюза. И мы обязаны их принимать.
—Что вы прогнозируете для строительного рынка Петербурга на 2013 год?
– 2013 год, условно говоря, должен стать переходным от количества к качеству. В связи с тем, что в 2012-м году было приостановлено согласование проектов планировки территорий (ППТ) и представлено мало пятен под застройку, произойдет сокращение числа строящихся объектов. И это будет удобным моментом, чтобы обратить внимание на качество материалов, на реконструкцию производств. Производителям надо быть готовыми вкладываться в это.


← Назад к списку новостей