Сотрудники компании

Долженко Лариса  Викторовна
Долженко Лариса Викторовна
Главный бухгалтер

Адаркина Наталья  Валериевна
Адаркина Наталья Валериевна
Руководитель отдела охраны окружающей среды


Пресса о нас

02.09.2013

Журнал «СтройПРОФИ»

Как показывает практика, негосударственная экспертиза строительства и проверка проектной документации – востребованный и нужный комплекс услуг. Рынок организаций, оказывающих эти услуги, еще только формируется и зависит от того, насколько профессиональными окажутся опыт, умения, навыки и знания специалистов негосударственных компаний.

Накануне Дня строителя отметил 65-летний юбилей Заслуженный строитель России, Александр Иванович ОРТ – экс-руководитель Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, а ныне генеральный директор ООО «Негосударственный надзор и экспертиза». Опытный эксперт поделился первыми результатами деятельности своей компании и рассказал о перспективах рынка надзора и экспертизы, которыми осуществляется проверка достоверности определения сметной стоимости.

- Больше года прошло с тех пор, как негосударственная экспертиза получила право на выдачу заключений по проектной документации наравне с государственной. Теперь получение разрешения на строительство значительно упростилось. Как распределились сегодня их доли на рынке? 
-Процесс формирования организаций негосударственной экспертизы еще не завершен: у кого-то из коллег уже есть опыт нескольких лет работы и свой круг заказчиков. Кто-то еще только заканчивает процесс аккредитации. Но, судя по тому, как движется работа в этом направлении, в Петербурге до конца года к действующим 14 компаниям может добавиться еще 5-6. Когда будет ясен примерный объем заказов и количество игроков на рынке оказания услуг по проведению негосударственной экспертизы, тогда уже можно будет говорить о пропорциях рынка. Пока основной объем работы выполняется уже хорошо зарекомендовавшими себя экспертными организациями, так как заказчик не хочет рисковать. Тем не менее, сегодняшнее количественное распределения объемов работы – примерно 50 на 50. Но надо учитывать, что госэкспертиза рассматривала до 1000-1100 проектов ежегодно, сейчас их количество гораздо меньше.

- Кто стал основным заказчиком экспертов негосударственных организаций? Какие проекты ушли из государственной экспертизы?
- К негосударственным экспертам ушло практически все инвестиционное жилье. В ведении госэкспертизы остаются объекты, финансируемые из бюджетов разных уровней, а также, согласно законодательству, уникальные и особо опасные объекты. В остальных случаях ситуация складывается по-разному: кто-то из заказчиков намерен обращаться в негосударственные компании, кто-то больше доверяет специалистам госэкспертизы. Мнения клиентов меняются, так как негосударственная экспертиза все увереннее выходит и по количеству и по качеству на тот же уровень, что и государственная. 
Хотя разделение, которое введено законодательством, очень условно: для экспертизы, как конечного результата рассмотрения проекта, не имеет значения статус эксперта, так как он обязан работать по существующим стандартам и правилам. Сам принцип рассмотрения проекта, подход к рассмотрению – это то, что должно быть единым для любой экспертной организации. Кроме того, негосударственные органы экспертизы несут за свои ошибки точно такую же субсидарную ответственность, как и государственные.

- Что нового привнесли негосударственные экспертные организации на строительный рынок? Есть ли у них какие-либо преимущества, значимые для заказчика?
- Прежде всего, в отличие от госэкспертизы, у негосударственных организаций появилась возможность рассматривать проекты не только в своем регионе, но и по всей России. Например, география объектов нашей компании включает не только Петербург, но и весь Северо-Западный регион - Архангельскую область, Карелию, Новгородскую область, Калининград, а также Тюмень, Томск, Иркутск и другие регионы
Второе отличие касается формирования цены при заключении договора. Мы можем применять коэффициенты, учитывающие сроки, сложность объекта и другие факторы. Причем коэффициенты могут быть как повышающие, так и понижающие, например, при рассмотрении проекта повторного применения.
Наконец, мы ввели другой порядок оплаты: 50% предоплаты (а не 100%) на стадии заключения договора, 30% - после выдачи замечаний, остальные 20% - по итогам работы. Это привлекает многих заказчиков. 

- Каковы результаты работы вашей компании за первое полугодие 2013 года? 
- Официально мы приступили к работе с 21 января этого года и еще находимся на стадии формирования своего пула заказчиков. Могу сказать, что некоторые из клиентов, которые работали и с государственной, и с негосударственной экспертизами, сделали выбор в нашу пользу, но не потому, что у нас можно рассчитывать на какие-то послабления. Наоборот, у нас принципиальный подход к рассмотрению любого проекта, нет никаких двойных стандартов. 
Но и заказчику не так важны затраченные время или средства, сколько отсутствие проблем с прохождением экспертизы. Поэтому мы строим свою работу, как экспертное сопровождение, начиная с первых шагов, консультируем, решаем проблемы в процессе проектирования, стараемся отработать спорные вопросы еще на стадии проекта. Это позволяет заказчику сократить сроки, дает ему возможность обратиться к нашим специалистам на любой стадии работы и быть уверенным в качественном результате.
Тот факт, что спустя полгода экспертам нашей организации становится тесно работать в прежнем помещении – растут и объемы работ, и штат – говорит о том, что компания развивается, и к концу года ее структура окончательно сформируется.

- Какие проблемы - кадровые, аттестационные, аккредитационные - обозначились сегодня на рынке экспертизы?
- Да, на рынке специалистов пока есть ограниченный круг экспертов. Даже когда в городе работали всего два государственных органа - региональная и федеральная экспертизы, имела место охота за специалистами. Сегодня количество квалифицированных экспертов практически не изменилось, поэтому каждой компании приходится решать вопросы как по привлечению того или иного профессионала, так и по рекрутингу и обучению специалистов высокого класса из среды практиков и проектировщиков. Профессиональных стандартов здесь нет, но есть квалификационные требования, с которыми согласятся все мои коллеги. Такой специалист должен иметь срок практической работы как минимум 5 лет, а еще лучше – не менее 10. Хорошо, чтобы он достиг высокого руководящего уровня: главного архитектора или главного инженера проекта. Из таких руководителей можно отбирать и готовить будущих экспертов.
Пока мы имеем массу молодых амбициозных аттестованных выпускников вузов, практически не владеющих ни опытом проектирования, ни методикой осуществления экспертной деятельности. 

- Как Вы видите дальнейшее развитие рынка негосударственной экспертизы? Насколько все-таки вероятна замена экспертизы на страхование строительных рисков?
- Обсуждая этот сценарий, страховщики в один голос заявляют, что в случае отмены экспертизы придется создавать собственные специализированные отделы или обращаться к независимым экспертам, потому что страховые компании очень тщательно подходят к каждому страховому случаю. Понятно, что они будут заинтересованы в сотрудничестве с наиболее квалифицированным экспертом. Других на строительном рынке может не остаться – ведь отвечать за результат экспертного заключения придется своей репутацией и средствами. Такой подход ничего общего не имеет с сегодняшней «конкуренцией» в СРО, когда каждая организация может создать свою проверяющую структуру и управлять ее работой.
Кроме того, какие бы преобразования не произошли, любой уважающий себя застройщик обязан будет позаботиться о подписании проектной декларации, что его проект соответствует всем нормам и правилам. Для этого он должен будет заказать проверку принятых проектных решений у независимой организации, как бы она не называлась. 
Я уверен, что именно таким образом и будут развиваться события. В любом случае решающую роль будет играть компетентность эксперта, его авторитет и опыт. Так организована работа экспертов за рубежом, где само понятие органов государственной или негосударственной экспертизы отсутствует. К примеру, в Берлине работает всего 33 частных эксперта с пожизненным правом давать заключения по строительным проектам. Другое дело, что каждый из них прошел длинный путь через опыт руководства проектной и генподрядной организацией, квалификационные испытания, получение аттестации и т.д.

- Какие задачи вы ставите для себя в качестве руководителя органа негосударственной экспертизы?
- Сначала у компании была цель достичь оптимального уровня по количеству сотрудников и по объемам работы - это около 50 штатных сотрудников и такое же количество привлеченных специалистов. Мы не ставим сверхзадач по увеличению штата экспертов, которые рассматривали бы несколько сотен проектов. Наоборот, я уверен, что со сложившимся кадровым составом и с нашей адресной программой мы можем достичь необходимого качества экспертизы. Сегодня мы системно, без ненужной спешки и в срок квалифицированно выполняем всю работу, гарантируя заказчику результат.

- Не возникает ли у вас желания после 40 лет работы в строительной отрасли, после трех десятилетий госслужбы отложить дела в пользу других занятий, реализовать свои увлечения?
- Конечно, год назад после отставки, когда резко изменился привычный уклад жизни, я почувствовал себя некомфортно. Но с другой стороны, у меня накопилось 130 дней неиспользованного отпуска, после которого я понял, что силы и желание работать еще остались, и было бы неправильно «закапывать в землю» и опыт и знания. 
Многие коллеги-строители действительно открывают в себе новые призвания, начинают заниматься любимым хобби и с удовольствием тратят на него время. Но я пока к этому не готов. Единственное, от чего никогда не смогу отказаться – это путешествия по миру в компании таких же энтузиастов. Каждый раз, возвращаясь домой, мы с друзьями договариваемся, куда отправимся в следующем году.

- Путешествуете тоже с профессиональным интересом, изучая опыт зарубежных коллег?
- Этому я уделял много времени на последнем месте работы, причем целенаправленно: я был председателем Координационного совета всех надзорных органов СЗФО. Все вместе мы выезжали в Германию, в Финляндию, знакомились с опытом проведения экспертиз в строительстве, и это здорово помогало в нашем деле. У нас сложились отличные, наработанные связи – в сентябре сюда приезжает финская делегация, и я как и прежде буду организовывать этот визит, встречу экспертов, поездки по объектам.

-Что бы Вы хотели бы пожелать участникам строительного рынка?
-Из года в год я желаю своим коллегам только одного - полного портфеля заказов. К сожалению, именно в Петербурге за последние два года этот портфель стал заметно тоньше, и специалистам приходится реализовывать свой опыт и знания в других регионах. Да, идет становление строительной отрасли, но в нашем городе оно несколько затянулось. Хочу надеяться, что «правила игры» для строителей будут, наконец, выработаны и останутся неизменными хотя бы в ближайшие 3-5 лет, потому что для строительного рынка стабильность значит очень многое. Поэтому я желаю строителям стабильности в их нелегком труде.


← Назад к списку новостей